История греческого вина и легенды связанные с ним
Вина Греции: от древних мифов до Рецины.
Традиции виноделия древней Греции, теряющиеся корнями в глубине веков, продолжают и в наше время волновать воображение знатоков и любителей хорошего вина во всем мире.
Они тесно связаны с греческой историей, культурой и религией, а вино с древнейших времен входит в пять основных продуктов рациона греков: вода, соль, масло, хлеб и вино.
Чтобы понять, какое значение придавалось божественному напитку, достаточно вспомнить, какую роль в жизни греков играл культ бога Диониса – покровителя и защитника виноградарства и виноделия.
История греческого вина и легенды связанные с ним.
Обожествление виноградной лозы происходило во многих странах древнего мира. В Египте, например, виноград посвящался богу Осирису, а вино, выливаемое на алтарь в качестве жертвоприношения, ассоциировалось с кровью. В Иудее виноградная лоза отождествлялась с божественным Древом жизни, а виноград был первым растением, посаженым Ноем после потопа. Были свои боги, посвященные винограду и в Междуречье, Ассирии и Персии.
В Древней Греции поклонение богу Дионису, наряду с поклонением богине плодородия Деметре, – одни из древнейших религиозных культов, существовавших задолго до появления других «Олимпийских» богов, о чем свидетельствует множество археологических находок.
О том, как появилось вино в Греции, рассказывает один из самых древних мифов. В нём описывается Всемирный потоп, насланный Зевсом на людей. После потопа спаслась только семья фессалийского царя Девкалиона – титан Прометей, сыном которого был Девкалион, помог ему построить корабль.
На этом корабле Девкалион добрался до вершины Парнаса, где и переждал наводнение. Эта история абсолютно точно повторяет историю Ноя из Ветхого Завета. Девкалион и его жена Пирра, следуя совету оракула стали бросать на землю камни, превращавшиеся в мужчин и женщин, и тем самым основали новое поколение людей. Здесь же легенда рассказывает о сыне Девкалиона Орестее, ставшем царем Этолии. Собака Орестея однажды родила кусок дерева, который тот приказал закопать в землю, а через некоторое время из него пророс виноградный куст.
Пастух Стафилос, именем которого были названы плоды винограда, нашел этот виноградник. Сын Орестея Фитий вырастил из него первую виноградную лозу, а внук его Инеас получил первое вино, чему его научил сам Дионис. От имени Инеаса и произошло древнегреческое слово, обозначающее вино – «инос», употребляющееся и сейчас, наряду с более поздним названием «краси». Таким образом, легенда связывает виноградарство с древними богами и самыми первыми поколениями возрожденного человечества.
Позднее появляются и другие мифологические сюжеты на тему вина, например, о том, как Дионис, захваченный пиратами в море, превратил мачту их корабля в виноградную лозу, а самих захватчиков в дельфинов, и только кормчего пиратов, признавшего в нем бога, оставил в своей свите навсегда. Другая легенда рассказывает о знаменитой Ариадне, дочери критского царя Миноса, ставшей женой Диониса и родившей ему сыновей Стафилоса и Инопиона, что означает Виноград и Винопитие.
В произведениях Гомера у вина уже множество эпитетов: черное, красное, приятно пьющееся, сверкающее, сладкое как мед, приятное для ума. А Одиссей спасается от циклопа Полифема, усыпив его крепким вином.
Древние греки любили вино и со всей страстью отдавались служению его богу – воплощению лукавства, жизнелюбия и эротизма. Они два раза в год устраивали посвященные ему празднества – малые и большие Дионисии, породившие невиданное до того явление – древнегреческий театр высокой драмы и народной комедии. Сами слова: театр, драма, комедия, трагедия, сцена, оркестр пришли к нам из тех древних праздников в честь бога вина. А также слово «симпозиум», означающее совместное винопитие, как возможность для духовных философских бесед и обмена идеями.
О значимости вина и виноградарства в жизни древнегреческого общества говорят многочисленные упоминания о них в сочинениях Гомера, Платона, Ксенофонта, Афинея и других античных авторов.
В них описываются сладкие и мягкие критские вина, тонкие и нежные вина Родоса и Кипра, ароматные вина Лесбоса, гипнотические вина Тасоса, останавливающие старение вина Керкиры, самые дорогие и знаменитые вина Хиоса.
Упоминаются многократно греческие вина и в сочинениях древнеримских авторов, но, несмотря на многочисленные попытки наладить их производство на своей территории, римляне в больших количествах закупали греческую продукцию и римские триеры шли из Эллады с трюмами, заполненными амфорами с греческим вином.
Как пили вино древние греки?
Из древнегреческой литературы мы узнаем, что завтрак любого гражданина начинался с куска хлеба, смоченного неразбавленным вином, а социальные отличия определялись не качеством вина, а качеством хлеба. У бедняков это был дешевый ячменный хлеб, а у богачей – дорогой пшеничный. Кстати, это был единственный момент в течение дня, когда греки употребляли неразбавленное вино.
Надо сказать, что греки не любили обедать в одиночестве, считая это простым наполнением желудка. Дружеская компания, собравшаяся за столом на исходе дня, после принятия пищи продолжала бесконечные беседы, что и положило началу симпозиумов.
Они описаны у многих древних авторов и стали со временем неким общественным институтом со своим определенным этикетом, традициями и правилами. Употребление вина, под влиянием которого освобождалось течение мысли философов и росло вдохновение поэтов, в этих традициях играло первостепенную роль.
Но, в соответствии с этикетом, вино никогда не должно было подаваться в чистом виде, а всегда разбавленным водой в соотношении один к пяти, чтобы, не пьянея, приятная беседа могла продолжаться до поздней ночи.
Привычки употребления неразбавленного вина, которые греки наблюдали у персов, скифов, фракийцев, считались варварскими, а чрезмерное его употребление осуждалось в обществе еще со времен Гомера. Осуждалось также употребление вина молодежью и женщинами, а в некоторых городах-государствах существовал полный запрет его для этих категорий.
Из рецептов древних авторов, можно сделать вывод о том, что греческие вина были очень густыми и сладкими, поэтому и разбавление водой было естественным для его употребления.
В процессе производства в вина добавлялись различные травы и ароматические вещества, усиливавшие его вкус, а также придававшие винам лечебные свойства, недаром и древнегреческие врачи, во главе с самим Гиппократом, использовали вино при лечении многих болезней.
Кроме того, есть и такая точка зрения, что это не вино разбавляли водой, а добавляли его в воду, для дезинфекции. Как видим, современные медицинские «открытия» о пользе умеренного потребления вина, для древнегреческих врачей считались само собой разумеющимися.
Современное виноделие.
Производство вина на территории Греции продолжалось во времена Римской, а затем и Византийской империи. Не останавливалось оно и при турецком четырехсотлетнем владычестве. Несмотря на многочисленные запреты, древние традиции сохранялись и приумножались в монастырях.
В середине XIX века по виноградникам Европы прокатилась эпидемия заболеваний, уничтожившая многие из них. Производители и торговцы искали новые источники дешевого винограда для восполнения потерь, создавая спрос, на который откликнулось правительство новой независимой Греции.
После двух мировых войн, в начале 1960-х начинается настоящее возрождение виноградарства и виноделия в Греции.
Новые законы и правила создали основу для инвестиций в производство и повышение качества, а то, что возрождение произошло за столь короткое время, говорит о бережном и тщательном сохранении древних традиций, не пропавших во времени. В ассортименте современного греческого виноделия более сотни наименований сортов винограда.
Среди них известные красные сорта:
• Ксиномавро, распространенный в северной Греции;
• Агиоргитико также называемый «Кровь Геракла», произрастающий исключительно на виноградниках древней Немеи, существовавших еще во времена Микенского царя Агамемнона;
• Мавродафни из Ахайи, дающий классические сладкие ароматы;
• Мавротрагано, один из самых известных и старых сортов Санторини;
• Котсифали, растущий на Крите;
• Лятис, распространенный на Крите и Кикладских островах. Из этого сорта производилось известнейшее Византийское вино Мальвазия;
• Мосхофилеро, один из самых известных Пелопонесских сортов красного винограда, дающий белые, желтые и розовые вина с ароматом розы и фруктов;
• Родитис, произрастающий на Эввии и в Средней Греции, имеющий аромат ананаса.
Из светлых сортов винограда наиболее знамениты:
• Атири, или «Золото Киклад», распространенный также на Крите и Додеканесских островах;
• Асиртико, кроме Санторини произрастающий на Паросе и Наксосе;
• Робола, самый известный сорт Кефалонии;
• Малагузья, распространенный на Пелопоннесе, в Средней Греции и Македонии;
• Савватьяно, один из самых популярных сортов в районе Аттика и средней Греции.
Вино рецина.
Одним из самых популярных и демократичных винных напитков во всей Греции – рецина. «Народное вино», как ее иногда называют, имеет ярых сторонников и противников, но одно можно сказать точно – рецина никого не оставит равнодушным.
Название ее, переводящееся как смола, связано не с определенным сортом винограда, а со способом производства, когда во время брожения вина в него добавляют небольшое количество сосновой смолы, придающей вину необычный аромат.
Этот способ восходит корнями к древнейшим традициям греческого виноделия. Сосновая смола, обладающая терапевтическими свойствами, издавна использовалась как болеутоляющее, известна она также своим целебным эффектом при заболеваниях желудка и сердца.
В основном метод рецинирования применяется для белых сортов винограда типа Савватьяно, но используется и для производства розового напитка Коккинелли.
Наличие смолы придает вину легкую горчинку, но в то же время подчеркивает фруктовые ароматы винограда. Благодаря низкой цене, обусловленной массовым производством, рецина известна также как «напиток студентов».