Главная \ Новости \ "Забродило" в кабинетах: что сдерживает выпуск вин защищенного указания

"Забродило" в кабинетах: что сдерживает выпуск вин защищенного указания

« Назад

06.04.2016


В 2015г. в РФ вступили в силу поправки, вводящие понятие вин защищенного географического указания. Спустя год ни одной бутылки вина ЗГУ произведено так не было. Причина - в бюрократических проволочках, считают эксперты

1459872756_5454

Поправки в ФЗ 171 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", принятые в декабре 2014г. (вступили в силу с 2015г.), ввели понятие вин защищенного географического указания (ЗГУ).


Защищать пока нечего

По мнению виноделов, ввод вин ЗГУ поможет развиваться отрасли. Как объяснил "РБК-Юг" собственник ООО "Винодельческая компания Сатера" (Крым) Игорь Самсонов, на рынке уже сегодня довольно часто встречается наряду с фальсификатом самого вина (когда используется некачественное сырье) так называемый "фальсификат места производства".

"Это значит, что компания без виноградников зарегистрировалась в Крыму и создает из непонятных виноматериалов продукцию, на которой написано, что это крымское вино", — говорит Самсонов.

По его мнению, если на вине будет написано, где оно произведено, это простимулирует потребителей поддерживать местных производителей, а последних — сажать больше виноградников.

Однако все опрошенные "РБК-Юг" участники рынка признают, что в стране в 2015г. не было выпущено ни одной бутылки вина защищенного географического указания.

Все дело в том, что пока не разработаны соответствующие подзаконные акты. Требуется внести поправки в ГОСТы, установить порядок декларирования, учета винограда, ведения реестра виноградных насаждений, порядок присвоения зон, перечисляет генеральный директор ООО "Кубань-Вино" Виктория Емельянович. Она добавила, что очень много документов находится в стадии разработки.

При этом участники рынка дают разные прогнозы по срокам появления вин ЗГУ. Например, президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович уверен, что на утверждение всех необходимых подзаконных актов необходим еще минимум месяц. Он надеется, что к лету законодательная база будет готова.

Менее оптимистична в прогнозах Емельянович. Она называет сроки не раньше осени этого года, либо уже следующий год.

"Если акты успеют принять до августа 2016г. (сезон виноделия), то в 2017г. появятся первые бутылки такого вина. Если в 2017г.— то бутылки будут лишь в 2018г.", — говорит она.

Отделить "водочников"

Многие участники рынка считают, что сам ФЗ-171 требует дальнейшей существенной доработки. А самое радикальное предложение - вообще вывести виноделие из-под ФЗ-171 под отдельный закон - также не теряет популярности.

"С 2005г. мы работали по украинскому закону о вине, он был списан с европейского. ФЗ-171 же писался людьми, которые работали в алкогольной промышленности (и для регулирования крепкого алкоголя), а не в винодельческой. Чтобы развивать виноградники и виноделие - он не подходит. Нам необходим отдельный закон", — рассказал Самсонов.

Он привел в пример норму указанного украинского закона, согласно которой винные напитки не могли разливаться в такие же бутылки (по форме), как вино.

Генеральный директор УК "Донвинпром" Валерий Тройчук также отмечает, что нужно дифференцировать регулирование производства вина и водки (и других крепких напитков).

"Если бы государство применяло дифференцированный подход к регулированию производство вина и водки, это бы значительно способствовало развитию винодельческой отрасли. Сейчас такой разницы в регулировании нет", — отметил он.

По мнению Емельянович, в закон необходимо внести изменения по вопросу обеспечения виноградарей саженцами. Поскольку для расширения площадей виноградников (без которого невозможно развитие отрасли), не хватает посадочного материала. "Дело даже не столько в том, что импортные саженцы - дорогие. Там еще есть проблемы с Россельхознадозором, который контролирует, а на практике – запрещает ввоз саженцев в страну", — заметила собеседница агентства.

Кроме того, она отмечает, что есть сложности со счетчиками ЕГАИС (автоматизированная система, предназначенная для государственного контроля за объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).

"Не являясь реальным контрольным инструментом, они в определенных моментах влияют на качество продукции, потому что иногда приходится одни и те же вина повторно пропускать через счетчики. Этот вопрос мы поднимали неоднократно, но здесь позиция Росалькогольрегулирования категорична", — поясняет Емельянович.

Импортозамещение набирает обороты

Что касается дальнейших перспектив развития отрасли, производители по-разному оценили состояние рынка в стране и прогнозы на текущий год. Попович считает, что по итогам 2016г. можно ожидать роста объемов производства винодельческой продукции в РФ на 3-5%. При этом, если говорить про Краснодарский край и Ростовскую область, прирост ожидается больше.


Более сдержан в прогнозах Самсонов. "Думаю, что и спрос, и производство останутся на уровне прошлого года, поскольку вино не является продуктом первой необходимости, а покупательская способность людей падает. С учетом кризисных явлений, резких рывков спроса я не вижу", — оценивает он.

Емельянович отмечает, что факторов, влияющих на развитие рынка, довольно много: это и резкие колебания валютного курса, и политика торговых компаний, и общая ситуация в стране.

Основная тенденция, уверена она — замещение импортной продукции отечественной: многие импортные марки ушли с рынка или существенно потеряли объемы продаж. "Если ситуация не изменится, то в ближайшее время эта тенденция останется", — заключает Емельянович.

С ней согласен и Тройчук. По его словам, объёмы продаж импортного вина снижаются. "Не исключено, что это повлияет на переориентацию потребителей на российский продукт аналогичного качества с более привлекательной ценой", — прогнозирует он.

При этом в Министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края не исключают роста цен на вино в регионе в связи с удорожанием импортных виноматериалов и комплектующих.

Только пробовать

Виноделы признают, что сейчас складывается удачная конъюнктура для развития отечественного виноделия. Однако помимо названных выше тормозящих факторов у производителей "связаны руки" еще и тем, что почти полностью запрещена реклама вина.

Таким образом для столь нужной сейчас популяризации своей продукции виноделам нужны новые форматы. А пока что самыми эффективными остаются традиционные способы продвижения - профессиональные конкурсы, дегустации и выставки.

Попович отметил, что выставки стали почти "единственной отдушиной" виноделов для продвижения своего продукта. Тройчук уверен, что развитие получит формат эногастрономических дегустаций.

"С точки зрения охвата они небольшие, но здесь человек в состоянии попробовать 10-12 образцов вина и определиться с тем, что ему нравится, а что — нет. Я думаю, этот формат будет развиваться и дальше, как способ точечной работы с потребителем", — заверил он.

Важной составляющей здесь также остается оценка отечественных вин международными экспертами и участие российских виноделов в международных дегустационных конкурсах. Отметим, что ближайший такой конкурс - "Южная Россия" - состоится в Краснодаре 25 апреля в рамках 19-й Международной выставки винодельческой продукции, оборудования и технологий для виноградарства и виноделия «Винорус.Винотех», которая пройдет новом выставочном комплексе 26 – 28 апреля. "Подобные мероприятия сегодня - это самый цивилизованный и легитимный метод для распространения культуры вина в обществе", - заключил Попович.

Актуальные вопросы развития российского виноделия обсудят в рамках деловой программы Международной выставки винодельческой продукции, оборудования и технологий для виноградарства и виноделия "Винорус. Винотех". Выставка пройдет 26 – 28 апреля 2016г. в ВКК "Экспоград Юг" (Краснодар). В рамках выставки также состоятся Международный дегустационный конкурс «Южная Россия».

Олег Павленко
Фото: viwine.ru

Источник материала alcoexpert.ru


Комментарии

Комментариев пока нет

Добавить комментарий

*Комментарий:


Заполняя данную форму, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.